Легендарные кутюрье: Адриан Гринберг
Художник по костюмам, олицетворяющий старый Голливуд
В новой рубрике мы рассказываем о выдающихся модельерах прошлого века, чьи имена фактически остались в прошлом: это художники по костюмам и кутюрье, известные разве что среди историков моды и особенно увлеченных ценителей.
Нам интересно, как создавались вещи десятилетия назад, как работали знаковые Дома и — главное — каким тогда было отношение к одежде. Новый материал серии посвящен Адриану Гринбергу, в чьих платьях блистали на экране главные голливудские актрисы 30-40-х, от Джоан Кроуфорд до Греты Гарбо.
Адриан Гринберг родился в 1903 году в штате Коннектикут. Его родители, еврейские эмигранты, работали шляпниками, так что еще в детстве мальчик научился шить и познакомился с миром моды. Он хорошо рисовал и поступил в нью-йоркскую Школу изящных и прикладных искусств (сейчас это Школа дизайна Парсонс).
В школе отметили его способности и отправили продолжать учебу в парижском филиале. Именно во Франции Гринберг познакомится с композитором Ирвином Берлингом: тот еще не был известен на всю Америку и позвал Гринберга на Бродвей. Делать костюмы для мюзиклов оказалось не так уж и увлекательно, но главное, что молодого и талантливого художника заметили. Гринбергу помогла Наташа Рамбова: жена Рудольфа Валентино, сама модельер, она пригласила Адриана в Голливуд для работы над костюмами к одному из фильмов. Гринберг предложение принял и вскоре переехал в Лос-Анджелес.
Уже через год, в 1926-м, Адриан подпишет контракт с режиссёром Сесилом де Миллем. Тот спустя пару лет присоединится к студии Metro-Goldwyn-Mayer и заберет Гринберга с собой. В течение следующих 12 лет Адриан создаст костюмы более чем к 200 фильмам.
Работая для MGM, Адриан придумает те самые красные туфли Дороти, один из главных символов старого Голливуда, — в 1939 году Джуди Гарленд отправится в Изумрудный город именно в них. Он будет одевать Джоан Кроуфорд, Джин Харлоу, Марлен Дитрих и Грету Гарбо.
В Америке на творения Адриана ориентировались так же, как когда-то на Париж. Именно он введет в моду прямой силуэт и подплечники, и половина американок захочет заполучить такой же костюм, как у Джоан Кроуфорд. Гринберг рассказывал, что его задача была в том числе предвосхитить моду: учитывая срок производства картины, он старался сделать так, чтобы платья на экране не потеряли актуальности к выходу фильма в прокат.
В 1941 году Адриан Гринберг расстался с MGM: говорили, дело было в том, что студийные боссы решили вмешаться в творческий процесс и попросили для Греты Гарбо наряд попроще. Гринберг отреагировал болезненно: на протяжении нескольких лет он тщательно создавал миф вокруг голливудских кинодив, умело скрывая их недостатки и конструируя платья, в которых те выглядели богинями. Позднее, в личном разговоре, он расскажет приятелю, что вскоре после ухода с MGM Грета Гарбо выразила свое сожаление, мол, Адриан ведь ушел из-за нее, — но ей никогда не нравились платья, которые он создавал для нее в течение 12 лет. С Гарбо Адриан больше никогда не встречался.
Уволившись со студии, через год Адриан откроет свой собственный Дом: ни война, ни финансовые трудности не помешают его успеху. Из-за немецкой оккупации американки не могли купить себе парижские платья: экспорт не работал. Гринберг же обернул себе на пользу ограничение на расход тканей и остался верен любимому прямому силуэту: узкие пиджаки, облегающие рукава, эффектные детали.
За годы работы Гринберг сделал себе имя: в титрах обычно указывали просто «платья от Адриана», и это говорило само за себя. Но во второй половине 40-х стало очевидно, что его время уходит: в это время Кристиан Диор уже показал Парижу стиль new look и готовился захватить с ним весь мир.
Дом Гринберга работал и после войны. Его пришлось закрыть позднее, в 1952-м, когда Адриан перенес первый сердечный удар. Он хотел все делать сам, почти не прибегая к помощи ассистентов, поэтому проблемы со здоровьем поставили точку в истории Дома.
Тогда Адриан уехал в Бразилию: вместе с женой, Джанет Гейнор (кстати, сыгравшей в фильме «Звезда родилась», той самой оригинальной версии), он купил уединенное ранчо, где они проводили последние годы. Иногда впрочем Адриан возвращался к работе: успел сделать костюмы для мюзиклов «Гранд Отель» и «Камелот». Правда, последний он так и не увидел: 13 сентября 1959 года Адриан Гринберг умер от сердечного приступа. Костюмы к мюзиклу, премьера которого состоялась в следующем году, заканчивал другой художник, использовавший наброски Адриана.