Кутюрные коллекции: что это значит и почему они столько стоят
Разбираемся в терминологии и том, что происходит с высокой модой сейчас
Формально кутюр — это коллекции, созданные парижскими домами моды, у которых есть официальные документы, которые им выдал Синдикат высокой моды. Чтобы получить этот документ, бренду нужно соответствовать строгим правилам: шить модели только по индивидуальным меркам клиентов, использовать ручной труд не менее, чем в 70% работы, и создавать собственные ткани, разработанные специально для конкретных вещей. При этом Дом должен быть расположен именно в Париже.
Менее официально кутюрными называют дорогие бренды, которые работают по такому же принципу, но не имеют официального подтверждения; то есть само понятие кутюра может использоваться как противопоставление массовому производству одежды — тому, что мы называем pret-a-porte или ready-to-wear.
Одежду из коллекции haute couture на важные мероприятия надевают знаменитости, топ-модели, просто очень богатые клиенты, иногда политики. Даже для тех, кто более чем платежеспособен, кутюр — не основа гардероба: чаще всего платья шьются для особых случаев, и знаменитости не покупают их, а заключают с Домами контракт (иногда Дом еще и платит какой-нибудь актрисе, чтобы она появилась на красной дорожке в его платье).
Для брендов кутюрные коллекции — это способ продвижения: так они формируют имидж и представляют свое видение модной общественности. На баснословных дорогих платьях бренды зарабатывают не так много: гораздо большую прибыль приносит косметика, аксессуары и другие более доступные широкой аудитории вещи.
То же самое можно сказать и про кутюрные показы: так как по правилам кутюрное изделие должно быть сшито по индивидуальным меркам, образцы с подиума продаются значительно дешевле (если тут, конечно, вообще уместно слово «дешевле»), либо не продаются вообще, а сразу же попадают в архивы Дома или музейные фонды. При этом на организацию показа бренды тратят немаленькие суммы: все для того, чтобы подчеркнуть престиж Дома.
По-хорошему, о кутюре вспоминают несколько раз в год: во время Недели высокой моды в Париже и перед важными событиям вроде премии «Оскар» или бала Met Gala.
В мире высокой моды сейчас две темы для обсуждения: во-первых, все больше говорят о том, что производить дорогие вещи, часть которых никто никогда не наденет (например, подиумные образцы), просто нерационально. Индустрию моды ругают за перепроизводство, а кутюр — вместо того, чтобы использовать переработанные ткани или заниматься другими хорошими делами — только создает новые и мало носибельные вещи.
Во-вторых, несмотря на экологичную и осознанную повестку, кутюрные коллекции все еще вызывают священный трепет. Одежда из масс-маркета оставляет желать лучшего: плохое качество заставляет нас покупать больше, потому что значительная часть вещей, которые производятся сегодня, не готова служить годами. Все вместе это усугубляет кризис перепроизводства, поэтому кутюр кажется правильным возвращением к истокам, когда вещей было немного, но все на века и сделанные специально для вас.
Такие вещи — и раньше, и сейчас — передают по наследству, берегут и надевают не больше двух-трех раз. Самыми дорогими из всех кутюрных творений по-прежнему остаются свадебные платья: они требуют наиболее сложных тканей и десятки, а иногда и сотни, часов кропотливой работы.
Если вам хочется чего-то по-настоящему особенного, мы в «Мэри Трюфель» советуем присмотреться к коллекции От Кутюр Кристал Дизайн — это вторая, более дорогая линейка бренда, максимально приближенная к принципам высокого шитья.