Блог Саши Метелёвой

Основательница салона – о платьях,
подготовке к свадьбе и путешествиях

«Пикассо & Хохлова»: к выставке в ГМИИ им. Пушкина

«Пикассо & Хохлова»: к выставке в ГМИИ им. Пушкина

5 карточек: что нужно знать о Пикассо и Ольге, их отношениях и роли русской балерины в искусстве художника

21 ноября в музее им. Пушкина открылась выставка «Пикассо & Хохлова», посвященная первой жене художника, русской балерине из труппы Дягилева Ольге Хохловой. Впервые выставка, связанная с Ольгой, прошла в Национальном музее Пикассо в Париже в 2017 году. Новую экспозицию дополнили уникальные архивы музея Пушкина: Ольга писала письма родным в Россию, присылала им фотографии и рисунки Пабло. Эти вещи оказались в распоряжении фондов музея и стали «ответом» для парижской экспозиции.

Архив работ, писем и документов, а также личные вещи семьи Пикассо и короткие любительские фильмы, снятые за годы семейной жизни, можно увидеть в Главном здании музея до 3 февраля. Не забудьте скачать аудиогид перед посещением выставки.

Как Ольга познакомилась с Пабло?
«Пикассо & Хохлова»: к выставке в ГМИИ им. Пушкина

Ольга с детства увлекалась балетом, и хотя родители не одобряли увлечение дочери, они все же оплатили обучение в частной студии Евгении Соколовой. Соколова, танцевавшая в Мариинском театре, учила Анна Павлову, Тамару Карсавину и других будущих звезд русского балета.  

Спустя несколько лет, в 1911-м, Сергей Дягилев задумался о создании постоянной балетной труппы: предыдущие европейские гастроли прошли успешно, но профессиональные танцовщицы не спешили покидать Мариинский театр. В итоге на предложение Дягилева согласилось несколько девушек из Мариинки и двое учениц студии Соколовой. Так Ольга оказалась в труппе «Русских балетов».

«Пикассо & Хохлова»: к выставке в ГМИИ им. Пушкина

Пикассо увидит ее в Риме: вместе с другом, Жаном Кокто, они будут работать над декорациями к «Параду», торжеству авангарда, знаменитому балету, придуманному Дягилевым (выставка в музее им. Пушкина в том числе отмечает столетие со дня премьеры). Работая над декорациями, Пикассо сблизится с артистами труппы и сразу же отметит для себя Ольгу, невысокую, сдержанную танцовщицу 26 лет.

В Париже «Парад» приняли неоднозначно, и Дягилев увез этот балет в Испанию. Увлеченный Ольгой, Пикассо последует за труппой. В Испании к балетам Дягилева проявляет особый интерес сам король. Пикассо знакомится с королем, Ольга становится светской дамой и теряет былую скромность — она прекрасно себя чувствует в центре всеобщего внимания. В Испании Пикассо сделает Ольге предложение. Она уйдет из труппы и всю свою жизнь посвятит Пабло.

Почему ее фигура в творчестве Пикассо так важна?

Кураторы сходятся во мнении, что Пикассо прислушивался к словам жены, и даже называют определенный период его творчества — преимущественно 20-е годы — периодом Ольги.

В первые года брака (как раз 20-е) Пикассо напишет множество ее портретов. Ольга не раз просила Пабло писать ее красиво, и он шел на уступки: на ранних полотнах изображение Ольги мало чем напоминает привычный и знакомый нам стиль художника.

Со временем отношения между супругами будут накаляться: Пикассо влюбится в другую женщину, снимет квартиру на отдельном этаже, куда даже Ольга не сможет зайти без спроса, и будет всячески уродовать ее в своих картинах. Ольга, униженная и буквально сходящая с ума, заберет сына Поля и уедет.

Год после разрыва — единственный период в творчестве Пикассо, когда он совсем перестанет творить.

Была ли Ольга хорошей балериной?

«Пикассо & Хохлова»: к выставке в ГМИИ им. Пушкина«Пикассо & Хохлова»: к выставке в ГМИИ им. Пушкина

В воспоминаниях современников образ Ольги предстает довольно противоречивым: многие подчеркивают ее сдержанность и изящество, другие же удивляются, что Пикассо в ней нашел.

Более того, холодность и немногословность Ольги часто принимали за снобизм и высокомерие. Тем интереснее оказались показанные на парижской выставке фотографии, где Ольга улыбается, играет с собаками, смеется — те кадры позволили по-новому взглянуть на нее.

В труппе Дягилева Ольга надолго осела в кордебалете и ведущих партий почти не получала. Она была безусловно со способностями, в паре с которыми шло трудолюбие, но, видимо, какой-то особой артистичности ей не хватало. Историки отмечают, что Дягилев никогда не держал танцовщиц в труппе просто так или за красивые глаза, значит, в своих ролях Ольга была хороша.

Как сложилась ее жизнь после расставания?
«Пикассо & Хохлова»: к выставке в ГМИИ им. Пушкина

Из Парижа Ольга сбежала, когда на пороге появилась новая возлюбленная мужа — то ли беременная, то ли уже с младенцем на руках. Забрав Поля, Ольга уехала на Лазурный берег.

Все 20 лет после их расставания Ольга тяжело переживала. Она боролась с раком, пыталась наладить отношения с сыном, который ее, кажется, совсем не понимал и, как и его отец, отмахивался, и постоянно напоминала Пикассо о себе. Она преследовала его на улицах, писала письма и отправляла коллажи, скомпонованные из их старых фотографий (это трагичное свидетельство некогда великой любви также можно увидеть на выставке).

К концу жизни Ольга была наполовину парализована, наполовину безумна. Последние мучительные месяцы она провела в больнице. Ее часто навещали приятели и знакомые, и каждого она просила передать Пабло, что она его очень ждет. Но Пикассо так и не пришел. Зимой 1955 года Ольги не стало.

На что в экспозиции стоит обратить особое внимание?
«Пикассо & Хохлова»: к выставке в ГМИИ им. Пушкина

Выставка в Пушкинском музее — это не только судьба Ольги и Пикассо, но еще и история русского балета, нравы парижского светского общества и реалии российской действительности ХХ века.

В экспозиции в том числе представлены «Договор верности» на бланке отеля «Лютеция», заключенный перед бракосочетанием, фотографии Ольги из знаменитой квартиры на Ла Боэси, где она принимала Кокто, Стравинского и Сати, картины Пабло, кресло из мастерской, фотографии с костюмированных балов.

Куратор выставки Алексей Петухов рассказывает в интервью The Art Newspaper Russia: «Внук Пикассо и Хохловой Бернар Руис-Пикассо, основатель фонда FABA, долгое время хранил дорожный сундук, который Ольга постоянно возила с собой до конца жизни. Несколько десятилетий он стоял закрытым, и, когда его наконец решили вскрыть, оттуда, как из рога изобилия, посыпались письма на русском языке, распятие, балетные реликвии: пачки, туфли, бесчисленные фотографии… Открылась вся жизнь человека, связанного с Пикассо до самой смерти; несмотря на расставание, несмотря на драмы, эта близость была очень серьезной. <…> Это очень пронзительная, трагическая и человечная история».

В подготовке материала были использованы тексты Татьяны Кузнецовой, Татьяны Филипповой, интервью куратора Алексея Петухова и статья Евгении Сидельниковой.

Читайте также