Made in Russia: Наталья Романова о российских свадебных платьях
Я часто общаюсь с модельерами, но мало кто знает, как устроена их жизнь и производство платьев изнутри. Поднимаю завесу тайны с Натальей Романовой — свадебным дизайнером из Нижнего Новгорода, где прошлой осенью мы с Наташей Платоновой выбирали антикризисные платья для Мэри Трюфель.
До недавнего времени свадебное платье, сшитое в России, было мифическим: в салонах висели наряды made in USA, Italy, France, но никак не Russia. Грянул кризис, скакнул доллар, звезды выстроились в нужном порядке, и один за другим появились талантливые дизайнеры. Теперь российские платья уступают заграничным разве что в цене. С NRomanova в лице Натальи мы говорили о свадебной моде в ближайшем будущем, откуда берутся платья и том, почему они начинаются с пуговиц.
Наталья РомановаЕсли вы Коко Шанель, то никакие дипломы вам не нужны. А простым смертным обучение даст много. Оказалось, что пришивать пуговицы — это целая наука.
Часто в свадебное дело девушки приходят после собственного замужества. Ваша история с моделированием тоже началась со свадебного платья для себя-любимой?
— Любовь к дизайну одежды началась задолго до замужества. Еще в школе я увлеклась историческим костюмом, обожала пышные средневековые платья. Поэтому пришлось выбирать между профессиями историка и дизайнера. Поступила на портного высшей категории, а потом — в институт легкой промышленности и дизайна. Образование помогло: мне дали главное – практические навыки.
То есть, самообразованием в дизайне не обойтись?
— Если вы Коко Шанель, то никакие дипломы вам не нужны. А простым смертным обучение даст много. Первый день практики в колледже запомнился навсегда: когда объявили, что сегодня учимся пришивать пуговицы, моему возмущению не было предела. Я уже шила полноценные наряды, на кой мне эти пуговицы? Оказалось, что пришивать их правильно я не умела, и пуговицы — это целая наука.
А как сложилось с собственным свадебным платьем?
— Свадебный наряд я шила сама. Его нельзя было назвать платьем: это был, скорее, костюм — короткий и абсолютно нетрадиционный. В последний момент я надела-таки на регистрацию классическое платье и, наверное, правильно сделала. Но вообще я не ассоциирую модели своих платьев с собой. Не представляю себя в них, когда сочиняю эскизы. Делаю платья не для себя, а для других невест, каждая из которых прекрасна по-своему.
Что стало толчком к превращению школьного хобби в бизнес?
— Первым свадебным нарядом, который я сшила на заказ, стало красное платье в стиле ампир для подруги. Мы шокировали маму, которая умоляла дочь купить «нормальное» платье, но подруга настояла на нашем варианте. После я сотрудничала с нижегородскими свадебными салонами — показывала им эскизы и шила платья штучно, под заказ, у себя дома. К старту серьезного бизнеса меня подтолкнул муж. В марте 2001 года я сняла небольшое помещение и зарегистрировала бренд NRomanova.
Это сложно, но попробуйте сформулировать, почему ваши платья особенные?
— Я делаю так, чтобы в платье было легко жить. Чтобы к концу вечера невеста любила его также, как в тот момент, когда впервые увидела в салоне. Выбираю приятные ткани, разрабатываю удобный крой. В моих коллекциях, несмотря на это, много объемных, многослойных, королевских моделей — красота не значит неудобство, она в этом случае не требует жертв.
Что изменилось с появлением собственной компании?
— Работа с салонами перешла на новый уровень: я уже шила не отдельные платья на заказ, а создавала полноценные коллекции из нескольких десятков моделей. Магазины смотрят каталог и выбирают интересные им платья. Я наняла первого помощника, потом собрался коллектив из 5 специалистов. А сейчас для бренда Natalia Romanova работают 60 человек.
Расскажите о том, как рождается коллекция?
— Она формируется у меня в голове. Я придумываю эскизы, причем могу начать с выбора ткани. Так у нас появился первый хит, платье «Алсу». Я случайно заметила в магазине для декора искусственные лепестки роз. Из них мы соорудили красный цветок, лепестки которого опадали на белую юбку платья. Вроде бы ничего из ряда вон выходящего, но модель произвела фурор.
А сколько моделей вы разрабатываете для одной коллекции?
— Всегда по-разному. Средний показатель для нас — 30 платьев в одной линейке. Бывало и 13, и 80. Причем мы разрабатываем размерный ряд, но некоторые модели предназначены только для стройных невест — их предлагаем в небольших размерах, некоторые — для девушек с формами.
Насколько я знаю, вы даже ввели контроль подлинности своих платьев?
— Да, это делает система DAT . Это не наша разработка, но мы этой программой пользуемся. Чтобы каждая невеста убедилась в том, что платье не подделка, составляем базу моделей, а DAT присваивает каждому платью индивидуальный код. Этот код печатаем на ярлычке. Невеста заходит на сайт этой базы и проверяет, действительно ли платье шили в NRomanova.
Расскажите о тенденциях этого сезона. Что выбирают невесты?
— Девушки чаще выбирают пышные платья, которые подчеркивают стройность фигуры. Прямое платье можно надеть и на другое торжество, а вот бальное платье и силуэт принцессы — один раз в жизни. Но любят и силуэтные, и струящиеся варианты и платья — «русалочки».
Дизайнеры следят за спросом и следуют за ним или, наоборот, задают свадебную моду?
— Сейчас все чаще дизайнеры предлагают смелые варианты. Но девушеки и особенно их мамы не готовы к таким кардинальным переменам в образе невесты и склоняются к классике.
Когда видишь белое великолепие в свадебном салоне, невольно задумываешься о том, откуда берутся эти «рыбки» и «принцессы». Расскажите, из чего состоит жизненный цикл свадебного платья?
— В нем несколько этапов. Сначала появляется эскиз, который я передаю в экспериментальный цех, где отшивают первый выставочный образец. Он участвует в фотосессиях и выставках. Когда на платье поступает заказ, мы шьем пробные варианты в размерах, проверяем посадку, выбираем техничные способы исполнения. После этого платье запускается в большое производство.
Сколько времени проходит с момента заказа платья до поступления в магазин?
— Обычно около месяца, зависит от загруженности производства. Беремся и за срочные заказы. Из-за загруженности нам часто приходится отказывать клиентам: мы физически не шьем столько платьев. Страдаем от этого, но поделать ничего не можем.
Но для бизнеса это прекрасно: спрос превышает предложение. В какой момент вы обрели такую популярность?
— Не было никакого переломного момента. Все шло само собой и я не задумывалась о раскрутке бренда. Помогло сарафанное радио в среде свадебных салонов и самих невест. Я вообще не воспринимала свои платья как бизнес — это любимое дело, которое процветает, если делать с душой и самоотдачей.
С какими городами кроме Нижнего Новгорода вы сотрудничаете?
— Наши платья есть во всех городах-миллионниках. Мы изначально вышли за пределы Нижнего: отправляли каталоги в Москву и Петербург, которые и обеспечили нам первые крупные заказы.
А о собственных магазинах не задумывались?
— Я открывала в Нижнем три магазина под своим брендом. Но они отнимали много времени и сил. А когда родился ребенок, стала разрываться между магазинами и производством. В итоге, закрыла эти точки и посвятила рабочее время моделированию.
Как повлиял кризис на вас и свадебную индустрию?
— Как ни странно, кризис нам помог. Спрос упал, но не критично. Скажем так: он стабилизировался. Раньше летом мы переживали жуткий ажиотаж, не справлялись с потоком заказов, а зимой было затишье. В этом году впервые из месяца в месяц мы наблюдали стабильное количество заказов, и это приятно.
Интересно, с чем это связано?
— Мне кажется, из-за кризиса пары отступают от стереотипа летней свадьбы и устраивают торжество зимой, что в разы дешевле. Некоторые улетают в теплые края, тогда время года неважно.
Падение рубля сыграло вам на руку?
— Да, но все не так радужно, как принято считать. Ткани закупаем за границей: в России тканевое производство умерло. Себестоимость платьев подскочила в 2,5 раза — пропорционально росту доллара. Мы сокращаем собственную прибыль, не добавляем к цене сумму за доставку из другой страны и поэтому выгодно выделяемся на фоне иностранных модельеров.
То есть, импортозамещение в свадебном бизнесе сработало?
— Безусловно. Эта ситуация с курсом заставила мобилизоваться российских дизайнеров, они (то есть, мы) в последние годы не отстаем по показателям от той же Европы. У нас сохранилась чудесная школа ателье еще с советских времен.
Наталья РомановаРоссийским невестам нужно понять, что сегодня «made in Russia» — это признак качества по невысокой цене.
На вопросы о российских свадебных платьях Наталья Романова отвечала специально для Мэри Трюфель. За помощь в подготовке материала благодарю Леру Житкову — нашу невесту и вдохновительницу;)