«Мэри Трюфель» о том, как все начиналось (и как запустить свой проект)
Перед открытием нового салона в Москве мы решили вспомнить, с чего все начиналось, и в процессе сделали для себя много полезных выводов: о дружбе, работе, доверии, страхах начать что-то новое. Получилось почти как в знаменитой рубрике Esquire — «Правилах жизни».
Рассказывали Саша Метелева и Наташа Платонова, основательницы «Мэри Трюфель».
Н.: Мы дружим с 14 лет: раньше вместе проводили в деревне каждое лето. Саша как-то привезла с собой из Москвы кассеты «Сплин», и мы их ставили на дискотеке вместо привычных всем «Иванушек». «Сплин» тогда никому особо не понравился, и мы остались на танцполе вдвоем. На Сашин день рождения лазили в чей-то двор воровать розы и писали пожелания в тетрадках. Годы спустя мы разъехались, в Москву и в Волгоград, но дружить не перестали.
Наташа крайняя слева, 16 лет
С.: Когда я готовилась к своей свадьбе, мне было сложно найти платье; к тому же ни в одном салоне я не чувствовала себя уютно. Ради того самого платья мне пришлось съездить одним днем в Пензу на машине. Возможно, этот салон до сих пор существует :) У Наташи в это время уже был свой свадебный салон в Волгограде, был опыт, и мы поняли, что ниша не переполнена и было бы здорово сделать что-то вместе. Сошлись на идее свадебного салона современного формата, чтобы таким же девочкам, как мы, в нем было приятно покупать красивые платья. Взяли кредиты, вложили все сбережения — и открыли салон на Комсомольском проспекте.
Сделать первый шаг – самое трудное. Я часто слышу, что кто-то хочет запустить собственный проект, вроде есть и идея, и классный кейс, но не всегда есть понимание – как это, оторваться от земли и полететь. Для меня салон был примерно этим самым первым шагом. В тот момент моя текущая зарплата была в 3 раза меньше стоимости аренды помещения и, закупая платья, мы точно не понимали, сможем ли набрать в первый месяц достаточно денег и выйти хотя бы в ноль.
Саша, 14 лет
Н.: «Мэри Трюфель» — это семейный бизнес. Саша с Антоном мечтали уйти из офиса и запустить какой-то свой проект, а нашему салону в Волгограде пора было выходить на новый уровень. Так к нам пришла идея совместного бизнеса: мы думали, что мы вложим в проект деньги, а следить за салоном в Москве будет Саша. Но у Саши была четырехмесячная дочка на руках, а Антон продолжал трудиться на основной работе, и стало понятно, что пора перебираться в Москву. Это сейчас мы наладили все процессы и запустили франшизу, а тогда приходилось летать в Москву каждую неделю. Салон в Волгограде мы с Сережей продали и переехали в Москву. Это было серьезное решение: в Волгограде у нас была квартира в центре с видом на Волгу, классная дача, частный детский сад. В Москве – съемная квартира и перспектива развития, она и стала решающей.
С.: Когда мы открывали первый салон в Москве, решили взять на работу ту же девушку-консультанта, которая работала с Наташей в Волгограде: были уверены, что так эффективнее, чем искать нового и учить с нуля. Вика тоже хотела в Москву, а мы все равно снимали квартиру, чтобы Наташа могла жить там, когда приезжала по рабочим делам. В какой-то день мы просто получили смс-ку, что Вика больше не выйдет на работу, а спустя 2 месяца узнали, что она открыла свой свадебный салон, который на тот момент ничем не отличался от нашего – только с другим названием. Там были такие же стены, обои, шторы и даже деревянные вешала, которые мы заказывали в столярной мастерской. И платья были те же.
По иронии судьбы второй «Мэри Трюфель» открылся на соседней улице, и к тому времени мы ушли уже далеко вперед – придумали новые сервисы, привезли новые платья и идеи по продвижению бренда. Мы легко делимся информацией с людьми, показываем и рассказываем, как у нас все устроено. Развитие – оно в голове, а чужие мысли невозможно скопировать.
С.: В самом начале мы не понимали, как нужно рассказывать о себе клиентам. В Волгограде было проще — там есть целая свадебная улица, и невесты с самого начала знают, куда ехать за платьем. Первое время я переписывалась с невестами на свадебных порталах, а уже потом мы стали интересоваться статистикой и осваивать разные способы продвижения. В это время другие салоны тратили на рекламу по 300-400 тысяч ежемесячно, а нам все еще казалось, что достаточно быть не такими, как все. Сильно помогала наша четкая жизненная позиция, которую мы отразили на главной странице сайта. И я до сих пор помню, как после запуска первой версии мне позвонили сразу несколько друзей и сказали, что мы сошли с ума и своими словами отпугнем клиентов.
Н.: Примерно тогда же мы с Сашей начали читать бизнес-литературу, но не просто читать, а конспектировать и анализировать. Мы перенимали успешные идеи, которые где-то сработали, пытались повторить и, если они не выстреливали, разбирались, почему так вышло. Знакомились с классными предпринимателями, а они видели в нас потенциал и охотно делились советами. Они поверили в нас, а мы в себя.
С.: В голове тогда сложился образ успешного человека. Ключевая идея — уверенность в том, что можно сделать все. Успешные люди ставят большие цели, они настоящие трудоголики. Так и мы, до сих пор обсуждаем платья, стратегию развития, будущих сотрудников до часу ночи. Внутренняя вера в то, что ты делаешь, двигает любые стены.
Н.: Люди, которые приходят работать с нами, остаются надолго. С директором по закупкам я работаю уже 16 лет. Когда наши сотрудники хотят расти, открывать свой бизнес, мы всегда рады помочь и поделиться опытом. Никого не держим и радуемся, когда у девочек появляются свои проекты. И сами нереально кайфуем, когда в команду приходят люди с горящими глазами, готовые, как и мы, не просто хорошо работать, а создавать что-то принципиально новое и важное.
С.: Нехватка опыта не мешает сделать классный проект, главное действительно хотеть этого и много работать. Сейчас такое время, что практически любые знания можно получить онлайн: из всего многообразия курсов, полезных кейсов и интервью с успешными предпринимателями остается только выбрать нужное. Еще важно не забывать хвалить себя; не останавливаться на достигнутом и ставить еще более амбициозные задачи, и неважно, речь о работе или о том, чтобы прийти в форму к лету. Мы сами устраиваем себе новые челленджи: сейчас, например, это спорт и правильное питание. Еще любим всякие командные штуки, например, придумываем на работе разные мотивации — личные и коллективные.
Н.: Еще важно фокусироваться на саморазвитии, а не тратить все силы на борьбу с конкурентами. Это понимание пришло не сразу. Сейчас мы используем энергию для собственного развития, а не для того, чтобы меряться, сами знаете чем :) В этом случае идет долгосрочное развитие, а когда спишь и видишь, как обогнать конкурентов, — впускаешь в себя страх, который неосознанно приближает то, чего ты так боишься.
С.: Не верится, что все это происходит с нами и что мы стоим на пороге открытия целого пространства, огромного, но уютного. И даже собственные маленькие кафе, о которых мы так давно мечтали, мы построили в новом салоне. Полезно вот так рассказывать о себе для интервью – смотришь со стороны, и это дает возможность отвлечься ненадолго от процесса и оценить масштаб происходящего. Конечно, хочется, стать лучшим сервисом для девушек, которые выходят замуж или просто ищут особенное платье. Это тоже наш с Наташей принцип — быть первыми во всем, за что беремся.
Cаша, Антон, Наташа и Сережа на открытии салона в Санкт-Петербурге
В самом начале нам говорили, что бизнес на двоих — это сложно, и почти всегда гарантированно, что кто-то кого-то кинет. Но одна мудрая женщина сказала, что все возможно, только никогда не считайте, кто из вас сколько работает. Просто делайте каждый по совести.
И еще отдельно хочется сказать спасибо нашим мужьям: они работают иногда даже больше, чем мы, чтобы вся эта сказочная империя существовала и приносила счастливые моменты в жизнь тысяч девушек.