Перейти на фриланс: 9 шагов к новому режиму работы
Работать из дома с ноутбуком в кровати или сидя на веранде парижского кафе — цели могут быть разными, но важно одно — правильное распределение задач и времени. Наш дизайнер Катя рассказывает о важных и не всегда очевидных вещах, которым придется научиться тем, кто хочет бросить офис.
Если пришло четкое понимание, что хочется перейти на фриланс, первое, что нужно сделать — это рассказать всем своим друзьям, что отныне ты работаешь в таком формате. Свои первые проекты я находила через знакомых. Раньше мне казалось, что работать с друзьями или устраиваться по их рекомендации как-то неправильно, но сейчас я понимаю, что на самом деле это очень круто: дает дополнительную мотивацию, потому что подводить друзей или даже приятелей совсем не хочется.
Чтобы справляться с дедлайнами и работать продуктивно, важно быть в гармонии с собой. Основа здесь — здоровая самооценка. Нужно перестать ругать себя, если что-то не получается или идёт не по плану. Самобичевание не помогает, а только расшатывает нервы и мешает сосредоточиться на работе. Вместо того чтобы ругать себя, нужно рассуждать о своих промахах конструктивно.
Важно уметь правильно использовать даже негативный опыт. Разобраться во всём этом помогут лекции практикующих психотерапевтов: на Youtube можно найти отличные ролики с такими лекциями.
Очень полезно подписываться на блоги и подкасты, которые ведут профессионалы в твоей области. Например, многие дизайн-студии занимаются рассылками своих новостей, ведут онлайн-блоги. Я подписывалась вообще на всех, кто мне нравился, и постепенно сформировала для себя качественное информационное поле. Нужно впитывать знания как губка, но при этом очень внимательно отбирать контент, отметая ненужное.
Если честно, над тем, чтобы эффективно организовать своё время, я работаю до сих пор. Главное правило здесь такое: чем больше дел, тем больше успеваешь. Когда я перешла на фриланс, свободного времени стало гораздо больше и стало труднее себя контролировать.
Приложения для тайм-менеджмента мне показались неэффективными, поэтому я стала записывать все от руки: сначала использовала для планирования дел школьные дневники (у них очень удобная структура, потому что вся неделя сразу перед глазами). Сейчас просто расчерчиваю разворот в блокноте.
Еще я люблю чек-листы. Раньше я записывала в них только задачи от клиентов, но недавно добавила раздел «Личное», потому что поняла, что мои не связанные с работой дела тоже очень важны. В эту графу я вношу любые мелочи вплоть до похода на педикюр, потому что если не впишу это в план, то точно буду откладывать до последнего. С тех пор, как я начала это делать, я стала гораздо больше успевать и больше ценить себя. На моем горизонте дел наконец появилась я сама.
Как бы глупо и эзотерично это ни звучало, нужно уважать свои мысли, прислушиваться к себе и записывать хорошие идеи. Я верю, что если относиться к своим идеям недостаточно уважительно, не концентрироваться на них, то хорошие мысли просто перестанут приходить.
Выделяй 20 минут в день на медитацию, записывай в блокнот все приятные мелочи и занимайся спортом. Если бы не регулярные тренировки, я бы наверное сошла с ума от бесконечных дедлайнов. Если есть трудная проблема, найти решение становится легче после тренировки, на свежую голову.
Я всегда в тесном контакте с клиентами и понимаю, в каком случае дедлайн перенести нельзя, а в каком можно как-то договориться, немного подвинуть. С опытом начинаешь понимать, у кого из клиентов проект действительно горит, а у кого нет. Возможно, когда у меня появится свой бизнес, я начну как-то по-другому к этому относиться. Но пока я позволяю себе немного жонглировать дедлайнами.
Если я понимаю, что не успеваю закончить что-то к оговоренному сроку, но уже купила билеты в театр, а задача для клиента не горящая, то я пойду на спектакль и сделаю все утром следующего дня.
Совмещать работу с путешествиями помогают всё те же списки дел. Я всегда знаю, какие задачи сейчас приоритетны и сосредотачиваюсь на них. Путешествую всегда с графическим планшетом и ноутбуком. Знаю, например, что у меня будут 3 свободных часа в аэропорту и заранее понимаю, что смогу в это время достать компьютер и поработать над самой горящей задачей из чек-листа.
Недавно я смотрела интервью с Олегом Тиньковым. На вопрос о том, как часто он бывает в отпуске, Тиньков ответил, что отпуска у него не бывает никогда, потому что он всегда работает. И рассказал, что, даже катаясь на лыжах в Швейцарии, может обдумывать какое-то стратегическое решение для компании, а если придет хорошая мысль — может остановиться, записать на диктофон и потом передать подчиненным. Мне очень близок такой подход. Когда меняешь обстановку, путешествуешь, голова очищается, но мысли о работе все равно постоянно присутствуют. Так можно наткнуться на какое-то неожиданное решение рабочей проблемы.